Выберите даты, программа покажет номера и их стоимость:
проект «МУЗЕЙНЫЙ СУВЕНИР»
«Музейный сувенир» - это проект, направленный на определение и развитие ниши российского музейного сувенира на общем рынке сувенирной продукции, а также актуализацию темы «музейного сувенира» для профессионального сообщества и рядового потребителя музейных услуг.
Участники проекта – региональные музеи, заинтересованные в создании инновационных линеек сувенирной продукции, адаптированной как к вызовам массовой культуры, так и отвечающие требованиям культуры элитарной.
В свете изменения законодательства Российской Федерации для большинства музейных учреждений успешная коммерческая деятельность становится все более актуальной. При этом основными проблемами слабой развитости направления сувенирной продукции в музеях видятся законодательная база, четко противопоставляющая предпринимательскую и целевую деятельность музеев, а также отсутствие технологических цепочек создания сувениров: от идеи – до реализации и сбыта.
Отдельной проблемой видится музейный сувенирный магазин: даже при наличии в музее такого магазина или сувенирной лавки и независимо от того, какой на витринах выбор, покупки в нем делают далеко не все посетители. Эта проблема лежит уже в поле маркетинга и технологиях самой организации музейных магазинов с точки зрения пространства и ассортимента. В то же время музей, будучи полноправным участником на рынках свободного времени и туризма, должен поставить перед собой задачу: каждому посетителю – по сувениру.
В Европе музейный сувенир уже давно и прочно занял свою нишу на рынке культуры. Например, в аэропорту Шарль де Голь в Париже на самом видном месте в зоне Дьюти-фри расположен магазинчик «Все музеи Франции», где представлены ключевые сувениры, связанные с культурно-историческим наследием страны.
Как и во всем мире, в России большинство сувениров произведено в Китае, что вполне объяснимо с экономической точки зрения. Однако основная проблема российского сувенира не в том, где расположено производство, а в том, что отсутствуют новые оригинальные идеи и поэтому главный вопрос: кто будет вырабатывать эти идеи, формирующие локальную идентичность и создающие реальную добавочную стоимость.
С функциональной точки зрения проект «Музейный сувенир» представляет собой серию проектно-аналитических семинаров и мастер-классов, которые пройдут на модельных площадках-музеях, в результате проведения которых будет проведен анализ ассортимента в каждом конкретном музее и регионе; разработан новый сувенирный ряд; проведены переговоры с возможными производителями сувениров, запущены пилотные партии сувенирной продукции. Публичным результатом проекта станет проблемный форум, где будет представлена сувенирная продукция музеев-участников проекта, проведены дискуссионные круглые столы и обсуждения, а также представлены результаты сувенирных наработок по проекту. Важно отметить, что участниками семинаров станут не только сотрудники музеев - модельных площадок проекта, но и представители бизнеса, заинтересованных в развитии сувенирного направления.
Другим направлением проекта являются стажировки представителей музеев-участников проекта в европейских организациях Нидерландов и Великобритании.
По итогам аналитических записок российских партнеров проекта о ситуации с музейными сувенирами у них на площадках авторами проекта были определены ключевые модели, которые станут отправными точками в реализации проекта «Музейный сувенир» /«Museum token»:
Модель 1. Сувенир – национальная культура + современный дизайн
Эта модель предполагает интерпретацию этнических культур средствами современного дизайна. Ключевой видится проблема организации коммуникации между ремесленниками-традиционалистами и носителями современных трендов моды и дизайна.
Модельная площадка: Музейно-выставочный центр «Находка», г.Находка, Приморский край – музей городского уровня, работающий с национальной традицией, имеющий опыт работы с детьми по производству сувениров и отношения с индивидуальными производителями сувениров.
Перед музеем и разработчиками проекта стоит задача, с одной стороны, увязать все имеющиеся темы в единую систему сувенирной продукции музея, а с другой стороны, разработать и помочь в организации работ по разработке сувениров совместно с разными группами населениями. Кроме того, необходимо организовать процесс постоянного сотрудничества с мастерами, представителями культуры коренных народов Приморского края, в производстве и продаже сувениров.
История сувенира уходит корнями в далёкое прошлое. С древних времён существовал обычай оставлять какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого народа и в каждой стране получил свою неповторимую окраску.
С оформлением и дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.
В настоящее время сувенир - это художественное или художественно оформленное изделие, как правило, небольших размеров, отображающее местные особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, которое приобретается туристом на память о путешествии или для подарка другому лицу.
Рис. 1 Сувенир в структуре туристического продукта.
В теории туризма сувениры относят к товарам туристского назначения, которые являются составляющей туристского продукта.
Таким образом, с точки зрения теории туризма сувенир – это один из специфических туристских товаров, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием.
Сувенир – это частица культуры народа. Совершенно справедливо их называют визитными карточками страны, её культуры и искусства. Сувениры выполняют познавательную роль, способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют.
Визитная карточка – это, в некотором роде, реклама. Не является исключением и сувенир, отображая достижения искусства, спорта, науки и техники региона, он создаёт ему благоприятный имидж. Человек же, побывавший в туристской поездке, демонстрируя привезённые сувениры, невольно становится бесплатным рекламным агентом туристского центра, чем активно способствует привлечению в него новых туристов.
Итак, сувенир, являясь составляющей туристского продукта и удовлетворяя разнообразные потребности туристов, приносит ощутимую пользу региону. Поэтому недостаточное развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое иностранными специалистами, а также отсутствие глубокой теоретической разработки данного вопроса в современной туристской литературе является серьёзным упущением.
Согласно новой концепции развития туризма в Приморском крае, увеличение внутреннего и въездного туристического потоков будет осуществляться за счет создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов, формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг.
В этом процессе разработка сувенирной продукции, продвигающей бренды территории, ее исторические и культурные символы, приобретает наибольшую актуальность.
заместитель директора Музейно-выставочного центра г. Находка по развитию,
координатор грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
по Дальневосточному федеральному округу
М.Б. Нургалиева